Лечить что значит

Лечить что значит

Врачом нельзя стать случайно. Ими становятся люди, которых привел в эту профессию внутренний компас, некий интуитивный порыв. Быть врачом сможет только тот, кто мечтает лечить людей всем сердцем. О своем профессиональном пути, обучении и работе расскажет детский невролог Елена Лопацкая.

– Елена, чем вы руководствовались при выборе профессии? Как появилась идея стать врачом?

– Мое врачебное предназначение возникло само собой. Это было мое желание. И я осуществила его. Я с детства знала: когда вырасту, буду именно врачом. В семье не было близких, которые были бы связаны с медициной. Мои мама и папа – инженеры.

Мама рассказывала, что в детстве я не любила играть ни в куклы, ни в машинки. Но уже с четырех лет я «лечила» свои мягкие игрушки: колола им уколы с водой. Когда ходила в поликлинику, всегда уносила с собой какой­нибудь врачебный «трофей»: педиатр давал мне шпатель, стоматолог – какой­то свой предмет… К десяти годам у меня было очень много «врачебных» предметов: я хранила их в огромном ящике от пылесоса. Я очень часто играла в больницу, лечила, выписывала рецепты, у меня были карты, журналы…

Окончив девять классов средней школы, я поступила в химико­биологический лицей. После лицея сдала ЦТ по химии и биологии. Я хорошо училась, и тестирование тоже сдала очень хорошо. Но в год, когда я родилась, был пик рождаемости, поэтому поступающих было очень много. К тому же, тогда только внедрялась система централизованного тестирования. Все это стало причиной стресса, который был у меня во время подачи документов.

Я выбирала между двумя вузами: БГМУ и биологический факультет БГУ, решила выбрать второй. Но оказалось, что туда я проходила только на платную форму обучения. Для меня это было шоком. Помню, как я рыдала, а мама меня успокаивала, говорила, что все в порядке. Я была очень расстроена, ведь я всю жизнь хотела стать врачом. При подаче документов женщину из приемной комиссии удивили мои слезы: «Девочка, чего ты так плачешь? У тебя же такие высокие баллы, скорее бегите в медицинский университет, там еще не закончилась подача документов…».

Когда мы приехали в медицинский университет, я ознакомилась со всеми факультетами. Мама говорила, что нужно идти в стоматологию, потому что мне когда­то нравилось играть в стоматолога. Но к тому времени мне уже не хотелось лечить зубы. Решила поступить на педиатрический факультет. И поступила.

– Как проходили годы обучения?

– Работая в поликлинике, я провожу медосмотры. И всегда, когда ко мне приходят подростки, я спрашиваю, кем они хотят быть. Когда ребенок говорит, что хочет поступить в медицинский университет, я переспрашиваю свой вопрос, но уже по­взрослому: «А ты этого правда хочешь?». Ведь я на своем опыте знаю: чтобы учиться в медуниверситете, нужно этого очень хотеть и быть уверенным в своем желании на 100 %. Поступив туда, можно очень быстро разочароваться в профессии и потерять интерес к медицине.

Учеба в медицинском – это действительно сложно. У моих знакомых, поступивших в другие вузы, была та студенческая жизнь, которую в общем представлении ведет студент: они часто веселились, гуляли, много спали… У меня же ничего этого не было. Невозможно было ни прогулять, ни поспать.

Медвуз – это большие домашние задания, постоянные отработки, специфические предметы… Все это – только для тех, кто по­настоящему мечтает стать врачом.

Я не была «ботаником», но очень старалась хорошо учиться. За все годы, проведенные в университете, у меня не было ни одной пересдачи. У нас была очень старательная группа. Но когда годы обучения уже подходили к концу, примерно половина из моих одногруппников разочаровалась в медицине. Многие из них решительно не хотели связывать свою профессиональную жизнь с этой сферой и не понимали, зачем они поступили в медуниверситет.

Я считаю, что будущему врачу нужно с пользой пройти интернатуру, но для этого нужно действительно хотеть получить те знания, которые тебе могут дать практикующие специалисты. Доктора будут заинтересованы в обучении только в том случае, если будут видеть, что это интересно тебе самому, если будут видеть заинтересованные глаза.

Где бы я ни проходила интернатуру, я всегда очень серьезно подходила к этому этапу моего обучения. Ведь во многом получение знаний и навыков зависит от личной инициативы и желания. Нужно дерзать, просить, настаивать, ходить… Если сам не спросишь, никто даже и знать не будет, что тебе это нужно объяснить.

Когда я слышу от ребенка, что он хочет стать врачом, я всегда говорю, что чтобы работать врачом, нужно обладать огромной терпимостью к людям, нужно уметь их понимать. Если этих качеств нет, профессия очень быстро озлобит человека.

Инструмент невролога – неврологический молоток

– В чем заключается работа детского невролога? Чем занимается такой специалист?

– Мою работу можно разделить на несколько частей. Первое подразделение – это профосмотр и ведение детей с рождения до года.

При идеальных условиях осмотр ребенка в этом возрасте врачом­неврологом должен осуществляться раз в три месяца, потому что это время – самое важное время в развитии малыша. На протяжении года врач следит за динамическим развитием ребенка, наблюдает, как он выполняет необходимые функции в определенном директивном возрасте (3, 6, 9 месяцев). Детский невролог отмечает, есть ли отставание, нужно ли чем­то помогать.

Если у ребенка с рождения были какие­то проблемы, к примеру, если он родился недоношенным, то обязанности врача изменяются: он должен наблюдать за ребенком каждый месяц. Детский невролог следит, какой диагноз будет выставлен малышу, если он все­таки не здоров. После этого в поликлинике его состояние будет находиться под постоянным контролем. Родители и ребенок должны ежемесячно посещать поликлинику, где врач назначает ребенку анализы, УЗИ головного мозга и прочее в зависимости от конкретного случая.

Второе подразделение – профилактическая помощь детям с двух до трех лет (когда производится оформление в детские сады) и детям с пяти до шести лет (когда проходит подготовка к школе). В возрасте 14­17 лет подростки осматриваются ежегодно.

Третье подразделение – работа с детьми с острыми жалобами. К ним относятся, к примеру, черепно­мозговые травмы. В такой работе неврологу помогают коллеги из нейрохирургии. В свою очередь, невролог помогает коллегам в дообследовании, например, офтальмологических болезней.

Четвертое подразделение – это, как я считаю, самое сложное направление в работе детского невролога. Оно заключается в ведении детей­инвалидов и детей, состоящих на дис­пансерном учете. Основной диагноз таких детей – детский церебральный паралич. Помогать таким детям очень сложно, хоть основная тяжесть работы с такими детьми ложится на плечи физиотерапевтов.

Неврологу важно выявить это заболевание рано. Если ребенку меньше пяти лет, то надежда на улучшение состояния еще есть. Также помощь возможна, если у ребенка наблюдается положительная динамика состояния. Однако даже в таком случае работа очень сложная. Когда выезжаешь к больным детям на дом, понимаешь, что как специалист уже практически ничем не можешь помочь. Моя задача в таком случае – не допустить ухудшения состояния.

В таких случаях работа детского невролога – это помощь словом. Нужно уметь общаться с родителями детей, которые серьезно больны.

– Насколько важна роль коммуникации и личной беседы в вашей работе?

– Очень важна, детский невролог без навыков общения работать не сможет. Ведь когда дети тяжело больны, это очень сложно понять и принять. Я очень много говорю с родителями, пытаюсь их успокоить. Не раз у меня наворачивались слезы.

Например, часто к неврологу обращаются с диагнозом судорожный синдром, который для родителей, как я считаю, – самое шокирующее, что они могут услышать. Есть определенная симптоматическая эпилепсия, когда есть причина этого заболевания. А есть просто внезапная. И если ребенок болен ДЦП с детства, у его родителей есть время постепенно принять болезнь. Им проще, чем тем родителям, кто столкнулся с заболеванием внезапно, резко. Когда болезнь дает о себе знать неожиданно – это страшнее всего. И родителям принять такой диагноз очень тяжело.

Когда у ребенка вдруг случается припадок, его отправляют в стационар, где ни у кого нет времени на разговоры. Позже родители обращаются в поликлинику. И тогда я очень долго разговариваю с ними, потому что для них все произошедшее – очень серьезный шок.

У таких людей единственный и понятный вопрос: «Это пройдет?». Я говорю, что ребенку нужно в течение двух лет постоянно принимать препарат. Тогда на меня сыпется множество вопросов: «Что делать, если вдруг припадок снова случится? Как нам жить? А если не пить лекарства?». Тогда я говорю жестко: «Послушайте, живите как жили раньше и ничего не ждите. Случится или нет – это никому не известно. Ваша задача: принимать препарат».

Да, такая тактика может не сработать. Только около 30 % больных излечиваются сразу. Чаще всего приходится в ходе лечения повышать дозу или изменять его. Но ждать нельзя.

– Какими качествами должен обладать врач?

– Нужно быть коммуникабельным, уметь общаться с людьми: как со взрослыми, так и с детьми. Конечно, такому врачу, как детский невролог, нужно быть добрым, любить детей, уметь находить с ними общий язык, шутить и не бояться этого. Также нужно быть отзывчивым, небезразличным и с пониманием относиться к чужому горю.

Врачу нужно уметь говорить правду и не лукавить, не смягчать проблему. Нужно говорить все так, как есть. Да, иногда сталкиваешься с тяжелыми хроническими заболеваниями, и очень сложно объяснить родителям, в чем дело и что будет дальше. Но сказать правду в лицо, даже если она страшна, просто необходимо. Иначе родители станут либо спрашивать, либо думать: «Может, само обойдется?». А ведь такого не произойдет. Поэтому врачу нужно иметь твердый характер.

Я считаю, что у врача, независимо от того, сколько лет он в профессии, должно быть чувство коллегиальности. Нельзя пренебрегать опытом и знаниями своих коллег. Я совсем не стесняюсь консультироваться со своими коллегами. Всегда, если это необходимо, нужно попросить помощи, задать вопрос.

Работая с больными детьми, нужно обладать терпимостью. Нельзя раздражаться. Бывает, в работе сталкиваешься с негативом и неуважением. Иногда, объясняя что­то родителям, очень сложно сохранить равновесие, однако нужно уметь не преувеличивать эмоции. Поэтому у каждого врача должно быть развито чувство собственного достоинства. Это не то же самое, что гордыня.

– Какие плюсы и минусы вашей профессии вы можете выделить?

– Работа приносит мне чувство удовлетворения. Я ощущаю себя там, где должна быть. Я хожу на работу, которую люблю. Да, я устаю, мне тяжело, но я просыпаюсь утром с радостью. Я занимаюсь тем делом, которое мне нравится.

Я считаю свою профессию социально значимой. Помогать людям – это огромный плюс. От врача зависит многое: психологическое здоровье родителей и физическое здоровье детей. Способность направить, указать, на что обратить внимание.

Бывает, что работа отнимает энергию и жизненные силы. В эмоциональном пане тоже бывает сложно. Но я люблю контактировать с людьми, мне нравится с ними общаться и помогать им. Да, иногда возникают неприятные ситуации на рабочем месте, поэтому нужно любить людей, иначе станешь злым.

На работе я заряжаюсь положительной энергией детей. Радуюсь, когда вижу благодарный взгляд родителей и веселое, счастливое лицо ребенка. Приятно, когда ты можешь помочь.

К минусам относится частое получение отрицательной энергии, когда взгляд на проблему не совпадает. Особенно тяжело – с теми родителям, которые считают, что их ребенок болен, когда на самом деле он здоров.

Также к минусам отнесу небольшую заработную плату. Та работа, которую выполняет доктор, та отдача, которая от него исходит, оплачивается действительно недостаточно. На мне лежит ответственность за состояние ребенка. Я выписываю рецепты, на которых стоит моя подпись. Считаю, что каждый труд должен оплачиваться в зависимости от потраченных сил и возлагаемой ответственности.

Советы будущим врачам

• Нужно уметь учиться, быть усидчивым. Да, иногда бывает, что усидчивости может не хватать. Тогда придется зазубривать.
• Нужно обладать врачебным мышлением. Важно уметь логически мыслить и составлять цепочки, понимать причину и следствие. Нужно уметь размышлять.
• Нужно любить читать, уделять много внимания химии и биологии.
• Нужно четко знать, кого хочется лечить: взрослых или детей. Это колоссальное различие: работать с больным человеком, который пришел к врачу самостоятельно, или работать с родителями больного ребенка. Больной ребенок ничего тебе не скажет и не объяснит, что его беспокоит.
• Нужно любить жизнь.

– Влияет ли работа на вашу жизнь?

– Да. Кроме этого, у меня изменилось отношение к детям, когда у меня появился ребенок. Теперь я стала лучше понимать родителей.

Также я начала относиться к заболеваниям моих родственников и моей дочери спокойней. Я понимаю, что значит здоровье и болезнь. Те заболевания, с которыми я сталкиваюсь в рабочее время, намного страшнее, чем то, с чем может столкнуться мой ребенок в повседневной жизни, например, с простудой.

Читать еще:  Массажер колючки для спины

Со временем я стала по­другому воспринимать панику. С опытом приходит навык успокоить человека в паническом состоянии.

Когда ты заканчиваешь медуниверситет, в голове тысяча болезней. Ты же врач, все знаешь, и когда сталкиваешься с реальным случаем, на ум приходит множество вариантов. Сейчас, с опытом, все стало проще. Со временем становишься сдержанней. Постепенно учишься рационально подходить к своей работе и ясно видишь, где одно, а где – другое.

Вера ЖИДОЛОВИЧ

Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на kem.by.

Copyright © 2016 Журнал «Кем Быть?». All Rights Reserved.

Значение слова «лечить»

Что означает слово «лечить»

Словарь Ефремовой

Лечить

  1. несов. перех.
    1. Применять меры к выздоровлению кого-л.
    2. Применять меры к прекращению какой-л. болезни.
    3. перен. разг. Производить ремонт, исправлять поломки, недостатки, ошибки в чем-л.

Словарь Ушакова

Лечить

леч и ть, лечу, лечишь, несовер.

1. кого-что. Принимать меры к выздоровлению кого-нибудь. Лечить больного от кашля. Лечить лекарствами, обтираниями, электричеством, гипнотизмом.

2. что. Принимать меры к прекращению какой-нибудь болезни. Лечить туберкулез.

Словарь Ожегова

ЛЕЧИТЬ, лечу, лечишь; леченный; несов., кого-что.

1. Применять медицинские средства для восстановления здоровья, принимать меры к прекращению болезни. Л. от кашля. Л. лекарством. Л. травами. Л. туберкулёз.

2. (1 и 2 л. не употр.), перен. Обладать целительными свойствами. Холод лечит.

| возвр. лечиться, лечусь, лечишься (к 1 знач.).

| сущ. лечение, я, ср.

| прил. лечебный, ая, ое. Лечебные средства. Лечебные учреждения. Лечебные свойства ванн.

Смотрите также:

Морфологический разбор слова «лечить»

Фонетический разбор слова «лечить»

Значение слова «лечить»

Синонимы «лечить»

Разбор по составу слова «лечить»

Карточка «лечить»

Предложения со словом «лечить»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

лечить, леч′ить, лечу, лечишь; леченный; несов., кого (что).
1. Применять медицинские средства для восстановления здоровья, принимать меры к прекращению болезни. Л. от кашля. Л. лекарством. Л. травами. Л. туберкулёз.
2. (1 л. и 2 л. не употр.), перен. Обладать целительными свойствами. Холод лечит.
возвр.

ся, лечусь, лечишься (к 1 знач.).
сущ. лечение, -я, ср.
прил. лечебный, -ая, -ое. Лечебные средства. Лечебные учреждения. Лечебные свойства ванн.

Смотреть что такое ЛЕЧИТЬ в других словарях:

ЛѢЧИ́ТЬ (леч-, -ти), чу́, чит, несов.; Лѣчимый, Лѣче́нный (-еный), прич., Лѣча́, деепр. кого-что.Избавлять от недуга, болезни, применяя медицинские сре. смотреть

лечи́ть, лечу́, ле́чим, ле́чишь, ле́чите, ле́чит, ле́чат, леча́, лечи́л, лечи́ла, лечи́ло, лечи́ли, лечи́, лечи́те, ле́чащий, ле́чащая, ле́чащее, ле́чащие, ле́чащего, ле́чащей, ле́чащего, ле́чащих, ле́чащему, ле́чащей, ле́чащему, ле́чащим, ле́чащий, ле́чащую, ле́чащее, ле́чащие, ле́чащего, ле́чащую, ле́чащее, ле́чащих, ле́чащим, ле́чащей, ле́чащею, ле́чащим, ле́чащими, ле́чащем, ле́чащей, ле́чащем, ле́чащих, лечи́вший, лечи́вшая, лечи́вшее, лечи́вшие, лечи́вшего, лечи́вшей, лечи́вшего, лечи́вших, лечи́вшему, лечи́вшей, лечи́вшему, лечи́вшим, лечи́вший, лечи́вшую, лечи́вшее, лечи́вшие, лечи́вшего, лечи́вшую, лечи́вшее, лечи́вших, лечи́вшим, лечи́вшей, лечи́вшею, лечи́вшим, лечи́вшими, лечи́вшем, лечи́вшей, лечи́вшем, лечи́вших, лечу́сь, ле́чимся, ле́чишься, ле́читесь, ле́чится, ле́чатся, лечи́лся, лечи́лась, лечи́лось, лечи́лись, лечи́сь, лечи́тесь, лечи́мый, лечи́мая, ле́чащаяся, лечи́мое, ле́чащееся, лечи́мые, ле́чащиеся, лечи́мого, ле́чащегося, лечи́мой, ле́чащейся, лечи́мого, ле́чащегося, лечи́мых, ле́чащихся, лечи́мому, ле́чащемуся, лечи́мой, ле́чащейся, лечи́мому, ле́чащемуся, лечи́мым, ле́чащимся, лечи́мый, ле́чащийся, лечи́мую, ле́чащуюся, лечи́мое, ле́чащееся, лечи́мые, ле́чащиеся, лечи́мого, ле́чащегося, лечи́мую, ле́чащуюся, лечи́мое, ле́чащееся, лечи́мых, ле́чащихся, лечи́мым, ле́чащимся, лечи́мой, лечи́мою, ле́чащейся, ле́чащеюся, лечи́мым, ле́чащимся, лечи́мыми, ле́чащимися, лечи́мом, ле́чащемся, лечи́мой, ле́чащейся, лечи́мом, ле́чащемся, лечи́мых, ле́чащихся, лечим, лечима, лечимо, лечимы, ле́ченный, ле́ченная, ле́ченное, ле́ченные, ле́ченного, ле́ченной, ле́ченного, ле́ченных, ле́ченному, ле́ченной, ле́ченному, ле́ченным, ле́ченный, ле́ченную, ле́ченное, ле́ченные, ле́ченного, ле́ченную, ле́ченное, ле́ченных, ле́ченным, ле́ченной, ле́ченною, ле́ченным, ле́ченными, ле́ченном, ле́ченной, ле́ченном, ле́ченных, ле́чен, ле́чена, ле́чено, ле́чены (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А.А. Зализняку») . смотреть

лечи́ть глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я лечу́, ты ле́чишь, он/она/оно ле́чит, мы ле́чим, вы ле́чите, они ле́чат, лечи́, лечи́те, лечи́. смотреть

лечи’ть, лечу’, ле’чим, ле’чишь, ле’чите, ле’чит, ле’чат, леча’, лечи’л, лечи’ла, лечи’ло, лечи’ли, лечи’, лечи’те, ле’чащий, ле’чащая, ле’чащее, ле’чащие, ле’чащего, ле’чащей, ле’чащего, ле’чащих, ле’чащему, ле’чащей, ле’чащему, ле’чащим, ле’чащий, ле’чащую, ле’чащее, ле’чащие, ле’чащего, ле’чащую, ле’чащее, ле’чащих, ле’чащим, ле’чащей, ле’чащею, ле’чащим, ле’чащими, ле’чащем, ле’чащей, ле’чащем, ле’чащих, лечи’вший, лечи’вшая, лечи’вшее, лечи’вшие, лечи’вшего, лечи’вшей, лечи’вшего, лечи’вших, лечи’вшему, лечи’вшей, лечи’вшему, лечи’вшим, лечи’вший, лечи’вшую, лечи’вшее, лечи’вшие, лечи’вшего, лечи’вшую, лечи’вшее, лечи’вших, лечи’вшим, лечи’вшей, лечи’вшею, лечи’вшим, лечи’вшими, лечи’вшем, лечи’вшей, лечи’вшем, лечи’вших, лечу’сь, ле’чимся, ле’чишься, ле’читесь, ле’чится, ле’чатся, лечи’лся, лечи’лась, лечи’лось, лечи’лись, лечи’сь, лечи’тесь, лечи’мый, лечи’мая, ле’чащаяся, лечи’мое, ле’чащееся, лечи’мые, ле’чащиеся, лечи’мого, ле’чащегося, лечи’мой, ле’чащейся, лечи’мого, ле’чащегося, лечи’мых, ле’чащихся, лечи’мому, ле’чащемуся, лечи’мой, ле’чащейся, лечи’мому, ле’чащемуся, лечи’мым, ле’чащимся, лечи’мый, ле’чащийся, лечи’мую, ле’чащуюся, лечи’мое, ле’чащееся, лечи’мые, ле’чащиеся, лечи’мого, ле’чащегося, лечи’мую, ле’чащуюся, лечи’мое, ле’чащееся, лечи’мых, ле’чащихся, лечи’мым, ле’чащимся, лечи’мой, лечи’мою, ле’чащейся, ле’чащеюся, лечи’мым, ле’чащимся, лечи’мыми, ле’чащимися, лечи’мом, ле’чащемся, лечи’мой, ле’чащейся, лечи’мом, ле’чащемся, лечи’мых, ле’чащихся, лечим, лечима, лечимо, лечимы, ле’ченный, ле’ченная, ле’ченное, ле’ченные, ле’ченного, ле’ченной, ле’ченного, ле’ченных, ле’ченному, ле’ченной, ле’ченному, ле’ченным, ле’ченный, ле’ченную, ле’ченное, ле’ченные, ле’ченного, ле’ченную, ле’ченное, ле’ченных, ле’ченным, ле’ченной, ле’ченною, ле’ченным, ле’ченными, ле’ченном, ле’ченной, ле’ченном, ле’ченных, ле’чен, ле’чена, ле’чено, ле’чены. смотреть

лечу́, ле́чишь; несов., перех. (сов. вылечить и излечить).Применять какие-л. средства для излечения кого-л.Лечить больного. □ Стряпуха, возвратясь из . смотреть

лечить Врачевать, целить, пользовать, помогать, подавать медицинскую помощь. Ср. вылечивать. См. вылечивать, целить. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. лечить подлечивать, врачевать, целить, чинить, пломбировать, протезировать, поправлять, сочинять, пользовать, лекарничать, подправляться, пролечивать, травить, помогать, подавать, оказывать медицинскую помощь, вылечивать; (о)похмелять; уговаривать, хитрить, колпачить, морочить, кидать, обманывать Словарь русских синонимов. лечить врачевать (книжн.); пользовать (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. лечить гл. несов. • врачевать • пользовать Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. . смотреть

Читать еще:  Межреберная невралгия что это

tedavi etmek* * *tedavi etmekлечи́ть больно́го — hastayı tedavi etmekлечи́ть маляри́ю — sıtmayı tedavi etmekтебе́ на́до лечи́ть глаз — gözünü tedavi et. смотреть

1) Орфографическая запись слова: лечить2) Ударение в слове: леч`ить3) Деление слова на слоги (перенос слова): лечить4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

1) (о враче) behandeln vt; kurieren vt (излечивать) 2) (что-либо) behandeln lassen (непр.) vt лечить зубы — sich (D) die Zähne behandeln lassen (непр.). смотреть

ЛЕЧИТЬ, лечу, лечишь; леченный; несовершенный вид, кого-что. 1. Применять медицинские средства для восстановления здоровья, принимать меры к прекращению болезни. Лечить от кашля. Лечить лекарством. Лечить травами. Лечить туберкулёз. 2. (1 и 2 лечить не употр.), перен. Обладать целительными свойствами. Холод лечит. || возвр. лечиться, лечусь, лечишься (к 1 значение). || существительное лечение, -я, ср. || прилагательное лечебный, -ая, -ое. Лечебные средства. Лечебные учреждения. Лечебные свойства ванн. смотреть

несов.治 zhì, 治疗 zhìliáo, 医治 yīzhì, 乱疗 luànliáoлечить больного от кашля — 医疗病人的咳嗽лечить глаза — 治眼病лечить методом иглоукалывания — 针灸治疗

ЛЕЧИТЬ, лечу, лечишь; леченный; несов., кого-что. 1. Применятьмедицинские средства для восстановления здоровья, принимать меры кпрекращению болезни. Л. от кашля. Л. лекарством. Л. травами. Л. туберкулез.2. (1 и 2 л. не употр.), перен. Обладать целительными свойствами. Холодлечит. II возвр. лечиться, лечусь, лечишься (к 1 знач.). II сущ. лечение,-я, ср. II прил. лечебный, -ая, -ое. Лечебные средства. Лечебные учреждения.Лечебные свойства ванн. смотреть

▲ способствовать ↑ выздороветь лечить, -ся.врачевать (устар).пользовать (разг).отпоить.зализывать раны.подлечить, -ся.показать, -ся врачу.купировать. смотреть

C/A гл см. _Приложение IIлечу́(сь)л́е́чишь(ся)л́е́чат(ся)л́е́чащий(ся) 240 см. _Приложение IIл́е́ченный A/A пр; 246, 253 см. _Приложение IIл́е́ченл́е́ч. смотреть

лечивать 1) лікувати, лічити, курувати, (особ. о ранах, язвах) гоїти кого, що чим, від чого. [Сиділа з Ганкою то бавлячи її, то лікуючи всякими ліками (Л. Укр.). Лічили, лічили, поки її безталанну в труну положили (Шевч.). Раз йому довелось слабу курувати (Рудан.). Лікар три місяці гоїв уже його (Кониськ.)]. Его -чит районный врач — його лікує районовий лікар; 2) (заниматься лечением) лікарювати. смотреть

несов., вин. п.curar vt; tratar vtлечить зубы — curar los dientes (las muelas)лечить грязями — curar con barros

корень — ЛЕЧ; окончание — ИТЬ; Основа слова: ЛЕЧВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ЛЕЧ; ⏰ — ИТЬ; Слово Лечить содержит. смотреть

лечить = несов. (вн.) treat (smb., smth.) ; (вн. от рд.) treat (smb. for) ; кто вас лечит? who`s your doctor?; лечить сердце treat the heart; лечить туберкулёз treat tuberculosis; лечиться несов. take* a cure; (от рд.) undergo* treatment (for), be* treated (for); он лечился у доктора N he was Dr. N`s patient; у кого вы лечитесь? who`s your doctor?

soigner vt; traiter vt (болезнь)лечить зубы — soigner les dentsлечить грязями — illuter vt

ЛЕЧИТЬ, лечу, лечишь; несов., кого.Уговаривать кого-л. что-л. сделать; пытаться убедить кого-л. в чем-л.; обманывать, хитрить.Хорош меня лечить-то!

Лечи́ть-ganga, -gangua, -gunga, -tabibu, -tibu, -uguza;лечи́ть же́нщину от беспло́дия — -hota;лечи́ть зуб — -ganga jino;лечи́ть лека́рствами — -agua;ле. смотреть

лечить подлечивать, врачевать, целить, чинить, пломбировать, протезировать, поправлять, сочинять, пользовать, лекарничать, подправляться, пролечивать, травить, помогать, подавать, оказывать медицинскую помощь, вылечивать, (о)похмелять, уговаривать, хитрить, колпачить, морочить, кидать, обманывать

1) (кого/что) (о враче) ärtzlich behandeln vt кто вас лечит? — von wem werden Sie behandelt? 2) (себе что-л.) sich (D) etw. behandeln lassen лечиться — sich (ärztlich) behandeln lassen (от чего-л. gegen A) лечиться у кого-л. — bei j-m in Behandlung sein, von j-m behandelt werden. смотреть

soigner vt; traiter vt (болезнь) лечить зубы — soigner les dents лечить грязями — illuter vt

ЛЕЧИТЬ лечу, лечишь, несов. 1. кого-что. Принимать меры к выздоровлению кого-н. Лечить больного от кашля. Лечить лекарствами, обтираниями, электричеством, гипнотизмом. 3. что. Принимать меры к прекращению какой-н. болезни. Лечить туберкулез.

• hojit• jednat• kurýrovat• léčit• ošetřit• ošetřovat• vyjednávat• zacházet• zpracovávat

Czasownik лечить leczyć kurować uzdrawiać

лечить несов. перех. 1) Применять меры к выздоровлению кого-л. 2) Применять меры к прекращению какой-л. болезни. 3) перен. разг. Производить ремонт, исправлять поломки, недостатки, ошибки в чем-л.

• проводить курс kezelni• gyógyítani * * *gyógyítani, kezelni, gyógykezelni, ápolni, orvosolni

несов. (сов. вылечить) curare vt лечить от кашля — curare la tosse лечить лекарством — curare con una medicina лечить туберкулез — curare la tubercolosi — лечиться Итальяно-русский словарь.2003. смотреть

лечить (вн.)treat (medically) (d.) лечить кого-л. от какой-л. болезни — treat smb. for an illness он лечит моего сына — he is treating my son

Начальная форма — Лечить, винительный падеж, действительный залог, единственное число, мужской род, неодушевленное, несовершенный вид, настоящее время, непереходный. смотреть

лечитьרִיפֵּא [לְרַפֵּא, מְ-, יְ-]* * *לרפאלטפללטפל ב-לטפל בתרופות

Что значит лекарства лечат

Аптеки на территории нашей страны появились уже давно: в XIII веке в Риге, в XV в Таллине и Львове. В 1581 году аптека появилась и в Москве, но пользовалась ею только царская семья. Для городского же населения аптека в Москве была открыта в 1672 году, и тут же был издан указ о запрете внеаптечной продажи лекарств. В 1701 году, когда Петр I издал указ об открытии частных аптек в Москве и о запрещении продажи лекарств в зелейных (от слова «зелье») и москательных лавках, была введена так называемая аптечная монополия, которая разрешала открывать в черте города лишь одну аптеку, дабы исключить конкуренцию в столь важном деле, как лечение горожан, и разнотолки в назначении снадобий.

Сейчас в одной только Москве свыше четырехсот аптек. И в каждой из них сотни лекарств, многие из которых можно купить без рецептов и которые мы привыкли держать дома, в своих домашних аптечках. Картирование фармацевтического склада является сложным и ответственным делом, доверять которое следует только давно зарекомендовавшим себя на рынке этих услуг организациям.

Но вот перед нами в аптечной витрине указатель лекарств, продаваемых без рецептов: «от головной боли», «от гриппа», «сердечно-сосудистые», а под указателями целая россыпь упаковок с пилюлями.

Какую взять! Одни покупатели уверены, что знают сами, другие советуются с аптекарем, третьи заранее справляются у своего лечащего врача.

И все-таки почему так много лекарств от одного и того же, казалось бы, недуга предлагается одновременно! Редакция предполагает опубликовать серию материалов о препаратах, давно и привычно занимающих свои законные места в самых разных аптечках: домашних, автомобильных, цеховых и т. д. Но прежде попытаемся разобраться: что значит — лекарства лечат! Об этом рассказывает публикуемая статья.

Воздействие лечебных препаратов на организм зиждется на трех принципах. Поэтому и лекарства, которыми располагает современная фармакология, разделяются на три типа.

Возмещающие лекарства

«Голод есть болезнь, ибо все, что приносит человеку тягость, называется болезнью.

Какое же лекарство от голода? Очевидно, то, что утоляет голод. Но это делает пища, поэтому в ней заключается лекарство». Так учил отец медицины великий древнегреческий врач Гиппократ.

Это, конечно, не значит, что мы трижды в день заболеваем и трижды излечиваемся. Речь идет о голоде, вызывающем болезненное истощение — дистрофию. Ее так просто за столом не вылечишь. Нужно специальное лечебное питание и лекарства.

Причиной дистрофии в наше мирное время обычно бывает не недостаток пищи, а болезни. Они могут вызывать истощение всего организма (особенно легко у детей) или отдельных органов.

Известен, к примеру, такой диагноз: дистрофия миокарда.

Это не что иное, как болезнь сердечной мышцы из-за нарушения ее питания. Лечат ее глюкозой, витаминами, оротатом калия и другими препаратами.

Кто-то из читателей, вероятно, замечал, что дети иногда с удовольствием едят мел.

Это не дурная привычка, а признак нездоровья. Ребенок старается восполнить мелом недостаток в пище солей, в частности, солей кальция. Не из-за плохого питания, а из-за роста. Ребенок быстро растет, и для образования костей ему нужно кальция и фосфора больше, чем взрослому человеку.

То же бывает и с женщинами во время беременности. Растущий плод требует кальция, да так настойчиво, что если не ввести его дополнительно в виде лекарства, то у Матери начинают крошиться зубы и размягчаться кости. А лекарство продается в любой аптеке и без всякого рецепта. Это глюконат кальция и глицерофосфат кальция. Ну и, конечно, диета, в первую очередь творог, содержащий много кальция.

Нехватка кальция и лечение связанного с этим заболевания приведены как типичный пример частичного голодания на фоне сытости. Человек вроде бы и сыт, но чего-то ему недостает. Нужно ведь его организму много разных веществ. Не только белки, жиры и углеводы, но и соли и витамины.

Особенно часто не хватает витаминов.

Заболевает человек гриппом или острым респираторным заболеванием — его организм начинает усиленно использовать из своих резервов аскорбиновую кислоту.

Чтобы быстрее поправиться, больному нужно немедленно ликвидировать «прорыв».

Более всего в витаминах нуждаются маленькие дети, и особенно при искусственном вскармливании. На первом месте по частоте возникновения недостаточности, которая может привести к болезни, стоит витамин D. Его нехватка приводят к заболеванию рахитом. При рахите резко снижена сопротивляемость детского организма к заразным болезням. Нарушаются функции кишечника, печени и даже сердца ребенка. Поэтому малышам и назначают витамин D. И обязательно солнце, под влиянием которого он вырабатывается в коже.

Речь пока все шла о веществах, которые человек получает извне, с пищей. Но ведь и сам он — настоящая химическая фабрика.

В его организме непрерывно вырабатываются тысячи разнообразных веществ. Часть из них участвует в пищеварении (достаточно вспомнить соляную кислоту желудочного сока). Часть поступает в кровь и так или иначе влияет на функции человеческого организма. Это гормоны.

Снижается выработка сока или гормона — и возникает болезнь. Пропадает соляная кислота в желудке — и пища плохо переваривается. Это болезнь ахилия («а» — не, «хилое» — кислота).

Прекращается синтез гормона инсулина в поджелудочной железе — не усваивается сахар. Это диабет, болезнь весьма распространенная.

Но недостачу можно возместить. Выпил перед едой соляную кислоту, купленную в аптеке, — и пищеварение наладилось. Ввел раствор инсулина — и сахар вновь заработал как источник энергии тела. Это лекарства возмещающего типа.

Обезвреживающие лекарства

Человек устроен весьма совершенно, но тем не менее далеко не всегда может сам защищаться от многочисленных паразитов: клещей, глистов, грибков, простейших, микробов, вирусов. Они поселяются в волосах, на коже и в коже, в кишечнике, мозге, крови, вызывают многочисленные, порой смертельные заболевания, которые объединены в одну группу заразных болезней.

Чтобы вылечить человека от таких болезней, надо убить паразитов. Или хотя бы подавить их зловредную деятельность, а организм сам сумеет от них освободиться.

Следовательно, нужны лекарства, которые действовали бы на это живое болезнетворное начало, обезвреживали бы его. Такие лекарства есть. Это противоглистные, противогрибковые, противомалярийные, противомикробные, противовирусные и другие, теперь многочисленные средства.

Некоторые лекарства предназначены для наружного применения. Самым типичным и распространенным наружным дезинфицирующим средством всегда был йод. Теперь он вытесняется бриллиантовой зеленью, или попросту «зеленкой». Внутренние средства выпускаются в таблетках или ампулах для инъекций и, как правило, выписываются врачами.

Принимать наружные средства внутрь (пить раствор марганцовки, например, чтобы воздействовать на микробы в кишечнике) не следует. Хотя это и не опасно, поскольку раствор обычно берется слабый, но бессмысленно. Для борьбы с микробами внутри организма есть специальные лекарства.

Существует еще одна вредность, которая проникает в организм человека извне, — яды. С развитием химии во всем мире ядов становится все больше. Тут и ядохимикаты для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, и промышленные отходы, и бытовая химия, и сами лекарства. Отравляются люди и алкоголем.

На большинство ядов есть свои противоядия. Это тоже лекарства, ибо отравление — болезнь.

Разница лишь в том, что живых паразитов лекарство убивает, а яд связывается им, нейтрализуется. Хорошо известно, что кислоты нейтрализуются щелочами, а щелочи — кислотами. Очень широко распространено мнение, что все яды можно связать молоком. Оно ошибочно: молоко связывает лишь те яды, которые содержат металлы, вроде свинца или ртути.

Гораздо активнее и универсальнее связывает яды карболен — активированный уголь, который должен быть в каждой аптеке, в каждом доме. Ложка угольного порошка нейтрализует несколько смертельных доз такого сильного яда, как стрихнин. Если нужно оказать помощь, карболен разбалтывают в воде и дают выпить отравившемуся.

Это лекарства обезвреживающего типа.

Регулирующие лекарства

Представьте теперь, что у вас волшебная палочка. С ее помощью можно управлять организмом человека. Не настолько, конечно, чтобы сказать больному: «Встань и будь здоров»,— но все же вы можете регулировать многие функции и отправления организма. Не ошибусь, если предположу, что вы начнете с традиционного вопроса: «На что жалуетесь?» — это же ведь так естественно! Температура повышена? Пожалуйста. «Палочка, понизь температуру до нормальной!» Что еще? Нет аппетита? Пусть будет! Кашель? Устранить! Словом, если есть палочка, то спустя 10 минут больному уже и жаловаться будет не на что. Вы все исправите.

Фантазии фантазиями, но, по существу, такая волшебная палочка есть. Это лекарства, регулирующие функции человеческого организма. Не действуя прямо на причину болезни, они дают возможность врачу наладить расстроенный болезнью ход жизненных процессов. Тут ускорить, там замедлить, тут ослабить, а здесь поддержать. И это очень важно. Сколько людей погибло только из-за того, что им не успели вовремя ввести лекарство, расширяющее сосуды или снимающее боль!

С помощью современных лекарств врач может вмешиваться практически в любые, самые глубинные процессы во всех органах.

Даже чувства и переживания человека поддаются управлению лекарствами. Другое дело, что назначать все эти препараты значительно сложнее, чем это кажется. Приступая к регулированию, нужно уметь отделить вредные последствия болезни от целесообразной защитной реакции организма.

Читать еще:  Магнитотерапия при артрозе коленного сустава

Обратимся к тому же больному, которого вы пытались лечить волшебной палочкой.

Повышение температуры при многих заболеваниях есть ценнейшее проявление сил сопротивления. Если температура не превышает 38°, то, по последним научным данным, снижать ее нежелательно. А вот если поднимается выше 38°, то нужно назначить жаропонижающее средство. Исчезновение аппетита — тоже защитная реакция, особенно при желудочно-кишечных заболеваниях.

Здесь голод — первое лекарство. Кашель способствует отхождению мокроты. Если его подавить, то воспаление бронхов легко может перейти в воспаление легких. Конечно, если кашель сухой, только спать мешает, а ничего не болит, то его можно устранить, а при переломе ребер избавиться от него уже необходимо. Но это все простые случаи.

Далеко не всегда лечебное влияние направлено прямо противоположно болезненному симптому: усиленное ослаблять, а ослабленное усиливать. Надо знать сущность болезненного процесса и умело направлять его в желательную сторону, независимо от отдельных проявлений, кажущихся, может быть, даже более важными.

Основное средство лечения гипертонической болезни, к примеру, отнюдь не то, что расслабляет мышцы сосудистой стенки, как было еще недавно, а то, что гонит мочу.

Воистину, «в огороде бузина, а в Киеве дядька»! Но оказывается, что при приеме мочегонных препаратов из стенок сосудов удаляются лишние соли, которые и являются причиной их спазма.

Когда болит сердце, назначают средства, ослабляющие и замедляющие его работу, при кашле раздражают кожу, при раздражении кожи успокаивают нервную систему.

И — совсем уж странно — при поносе назначают слабительные средства! Эти лекарства лечат болезни потому, что регулируют функции организма. Они-то и составляют основную сокровищницу лекарственной медицины. Это болеутоляющие, жаропонижающие, сосудорасширяющие и сосудосуживающие, регулирующие работу сердца, усиливающие аппетит и подавляющие чувство голода и т. д. и т. п.

Среди огромного множества лекарств есть и такие, которые могут одновременно проявлять несколько свойств. Витамины, например, не только восполняют недостающее, но и регулируют разлаженное, скажем, повышают свертывание крови или увеличивают сопротивляемость инфекциям.

Есть еще группа препаратов, которые сами по себе не лечат, а лишь помогают лечению и диагностике. Например, средства, применяемые для наркоза во время операции. Или средства, используемые рентгенологами для того, чтобы ярче и контрастнее можно было увидеть на экране тот или иной внутренний, орган. Это рентгеноконтрастные вещества. Но это особая группа препаратов специального назначения.

Итак, лекарства лечат потому, что они либо восполняют организму недостающее, либо обезвреживают воздействующее на него вредоносное начало, либо регулируют его жизнедеятельность в благоприятном для него направлении, в результате чего состояние

Лауреат Государственной премии СССР, доктор медицинских наук В. Прозоровский (г. Ленинград).

С использованием материалов журнала «Наука и жизнь» № 1 1982 г.

Билирубин общий повышен — что это значит у взрослого

Определение уровня билирубина в крови проводится при выявлении нарушения функционирования печени и желчевыводящих протоков, а также анемии (малокровия). Высокий уровень билирубина – важный диагностический показатель, указывающий на ряд серьёзных патологий. При этом каждая из этих патологий требует подбора определённых методов лечения. Важно не только установить факт наличия заболевания, но и как можно быстрее дифференцировать его. Прогноз исхода во многом зависит от того как быстро был поставлен правильный диагноз.

Сначала следует разобраться в том, что такое билирубин и откуда он берётся?

Что такое билирубин в крови и его норма у взрослых

Билирубин – жёлто-коричневый пигмент, который образуется в результате распада белков содержащих гем (гемоглобин в эритроцитах, миоглобин и цитохром). Пигмент окрашивает в соответствующий цвет желчь, мочу и кал.

Функции билирубина до конца не изучены. По версии основной гипотезы он выполняет функцию сильнейшего антиоксиданта. Его роль сводится к торможению процесса окисления, которому подвергаются естественные продукты жизнедеятельности человека и питательные компоненты, поступающие в организм вместе с едой. Считается, что антиоксиданты способны замедлять процесс старения за счёт активации процессов обновления клеток.

Общая фракция пигмента подразделяется на прямой и непрямой билирубин. В крови преобладает непрямая фракция (до 96 %) – ромбические кристаллы, соединённые с простыми белковыми молекулами (альбуминами). В случае присоединения в печени сахаросодержащих веществ (глюкуроновой кислоты) образуется прямой (связанный) билирубин, его концентрация в норме не превышает 4 % от общей фракции. Прямая форма билирубина в отличие от непрямой фракции растворима в воде и может выделаться с мочой после фильтрации почками.

Норма билирубина у взрослых значительно отличается от детей, поэтому крайне важно учитывать возраст при интерпретации результатов анализа. Следует отметить, что величина показателей нормального уровня билирубина идентична для пациентов обоих полов.

Величина непрямой фракции определяется расчетным путём вычитания значения прямой фракции от общего содержания билирубина.

Основные этапы метаболизма билирубина

Гемоглобин распадается до билирубина в клетках ретикулоэндотелиальной ткани. Визуально наблюдать процесс можно при трансформации оттенка подкожных кровоподтёков (синяков). До 4 суток поражённое место имеет багрово-синий или тёмно-синий цвет. Через 4-7 дней на месте синяка происходит образование биливердина и вердоглобина зелёного цвета. Спустя 4 недели кровоподтёк приобретает грязно-жёлтый цвет за счёт синтеза билирубина.

Продукты распада гемоглобина (непрямая фракция) поступают в системный кровоток человека. Дальнейший метаболизм реализуется в печени и состоит из 3 стадий:

  • поглощение из крови непрямой фракции эпителиальными клетками паренхимы печени;
  • связывание непрямой фракции с сахаросодержащими веществами в эндоплазматической сети (ЭПС) клетки;
  • выделение прямого билирубина из ЭПС в желчь.

Отмечено, что большая концентрация непрямой фракции обладает токсичными свойствами.

За счёт высокой степени сродства к органическим соединениям непрямая фракция способна растворятся в липидной составляющей клеточной мембраны. После проникновения в клетку она внедряется в митохондрии, нарушая процесс дыхания и окислительного фосфорилирования. Кроме этого, происходит сбой нормального биосинтеза пептидных молекул и ионного транспорта через клеточную мембрану. Подобные нарушения негативно влияют на состояние нервной системы человека, провоцируя развитие неврологических симптомов.

Непрямой фракция способна проникать сквозь гемато-энцефалический барьер между нервной и кровеносной системами, индуцируя органическое поражение головного мозга. Подобные серьёзные патологии объясняют важность нормального протекания процесса трансформации непрямой фракции в прямую.

Симптомы повышения билирубина

Выраженность симптомов напрямую зависит от степени повышения общего билирубина в крови. Клиническая картина при повышенном билирубине на начальном этапе характеризуется появлением желтушного оттенка склеры глаз (желтуха). Впоследствии симптом распространяется на ротовую полость, а при критических повышениях величины пигмента – на всё лицо, стопы ног, ладони и различные части тела. Нередко поражённые участки сильно зудят.

Следует отметить, что подобная картина характерна и для нарушения метаболизма каротина и чрезмерного употребления овощей (томатов, моркови). Однако в этом случае белки глаз не окрашиваются.

Нередко повышенный билирубин является причиной боли и тяжести в подреберье справа, изменения окраски каловых масс и мочи.

Направление на анализ может выписать врач общей практики, гастроэнтеролог, гематолог, эндокринолог или инфекционист. Показания для назначения:

  • подозрение на патологию печени и желчевыводящих протоков;
  • необходимость обследования грудничков с желтухой;
  • желтуха у взрослых;
  • наследственная желтуха (синдром) Жильбера;
  • признаки гемолитической анемии;
  • диагностика пациентов, злоупотребляющих спиртными напитками;
  • необходимость раннего выявления побочных эффектов лекарственных препаратов с гепатотоксическими или гемолитическими свойствами;
  • хронический гепатит в анамнезе;
  • патологии печени (цирроз, печеночная недостаточность, камни в желчевыводящих протоках).

Билирубин общий повышен- что это значит у взрослого как лечить?

В случае если билирубин прямой повышен незначительно (не более 5 мкмоль/л) назначается повторное исследование через 3-5 суток с целью исключения внутренних и внешних факторов, влияющий на результат. Например, суточное колебание всех лабораторных показателей крови или пренебрежение обследуемым правил подготовки к сбору биоматериала.

Так, билирубин в крови – 3 считается незначительным отклонением в меньшую сторону, которое может быть вызвано недавним употреблением алкоголя, большого количества кофе или лекарственных препаратов.

Лечение любой патологии – задача врача. Самодиагностики и самостоятельный выбор методов терапии может привести к ухудшению состояния заболевания, вплоть до летального исхода.

Причины, по которым билирубин общий повышен, различны и всегда носят патологический характер. Особое значение при дифференциальной диагностике имеет то, какая именно фракция превышает норму.

Что это значит, если у взрослого повышен прямой билирубин?

К причинам повышения величины общего билирубина в крови преимущественно за счёт прямой фракции относят:

  • холидохолитиаз – патологическое состояние, возникающее при желчекаменной болезни. Проявляется в виде формирования камней, закупоривающих просвет желчевыводящих протоков. Важность раннего выявления обусловлена частыми осложнениями. Отсутствие адекватного лечения способствует развитию цирроза, панкреатита или панкреонекроза. Предпочтительный метод лечения – эндоскопическое или липароскопическое удаление камней. Рецидив в 25 % случаев в течение 5 лет. Повторная операция сопровождается удалением желчного пузыря;
  • гепатит С – инфекционное заболевание, провоцирующее воспаление печени. Согласно статистике 150 млн человек заражены вирусом гепатита С. Его называют «ласковый убийца», поскольку пациент длительное время может не знать о заражении. Больной может жить до 40 лет без проявления серьёзных патологических признаков. Прогноз зависит от наличия сопутствующих заболеваний. Так, ВИЧ-положительный статус значительно повышает риск развития цирроза или рака печени;
  • первичный склерозирующий холангит – довольно редкая патология, при котором воспаляются и разрастаются ткани желчных протоков. Исход – билиарный цирроз, сопровождающийся нарушением иммунной регуляции. При этом иммунная система начинает разрушать собственные нормальные клетки желчных протоков, воспринимая их как генетически чужеродный материал (антигены);
  • злокачественные новообразования в поджелудочной железе;
  • синдром Дабина – Джонсона – нерушение процесса высвобождения связанной фракции из клеток печени, в результате происходит её аномальное движение в обратную сторону. Иначе говоря, билирубин не выделяется из печени, а наоборот – поступает из желчевыводящих протоков в неё. Патология носит генетический характер и проявляется в виде хронической желтухи. Прогноз заболевания крайне благоприятный, поскольку оно никак не влияет на продолжительность жизни;
  • синдром Ротора – аналогичен предыдущей болезни, однако, имеет менее выраженную степень выраженности;
  • алкогольное поражение печени – нарушение нормального функционирования клеток печени в виду длительной (более 10 лет) интоксикации спиртом и продуктами его распада. Возможные последствия: алкогольный гепатит, цирроз, рак и жировая инфильтрация печени.

Повышение общего билирубина за счёт непрямой фракции

Список заболеваний, сопровождающихся высоким уровнем непрямого билирубина в крови:

  • аутоиммунная гемолитическая анемия — возникает в результате выработки аутоиммунных тепловых антител (вступают в реакцию при температуре выше 37° С). Может быть следствием приёма лекарств или лейкоза;
  • анемия гемолитическая характеризуется усилением процесса разрушения красных кровяных клеток с избыточным выделением непрямой фракции в кровь;
  • мегалобластная анемия – недостаток витамина В 12 приводит к депонированию незрелых эритроцитов. При этом значительно увеличивается содержание гемоглобина, и, как следствие, продуктов его распада;
  • наследственный микросфероцитоз – изменение белка мембраны эритроцитов, приводящие к нарушению её целостности и усилению процессов деградации;
  • анемия Кули – мутация полипептидных цепей гемоглобина. Дефектные гены, повышающие билирубин — HBA1, HBA2 и HBB. Характерны тяжёлые изменения строения черепа, носа и зубов. Хроническая желтушность, увеличение селезёнки и печени. Ранняя манифестация заболевания приводит к умственному и физическому недоразвитию;
  • синдром Жильбера (негемолитическая семейная желтуха) – пигментное доброкачественное заболевание печени, при котором нарушается внутриклеточный транспорт несвязанной фракции к месту присоединения сахаросодержащих веществ. Несмотря на хроническое течение на протяжении всей жизни не влияет на её продолжительность;
  • врождённый синдром Криглера-Найяра – злокачественное заболевание, сопровождающееся хронической желтухой и патологиями нервной системы. Желтуха возникает в результате сбоя трансформации непрямого билирубина в прямой из-за отсутствия/ недостатка необходимых ферментов;
  • малярия – инфекционное заболевание, в жизненном цикле возбудителя которого присутствует фаза размножения в эритроцитозах. После созревания, паразитический плазмодий высвобождается из эритроцитов, запуская активный процесс их разрушения. Одно из осложнений – возникновение хронической почечной или печёночной недостаточности.

Что значит, если фракции повышены в равных долях?

Причинами повышения общего билирубина в крови, при этом прямая и непрямая фракция повышена в равных долях, считаются:

  • гепатит вирусной или токсической (алкоголем или лекарственными препаратами) природы;
  • цирроз печен;
  • заражение вирусом герпеса 4 типа, для которого характерно повышение температуры тела, поражение печени и селезёнки, а также изменение клеточного состава крови;
  • поражение печени ленточным червём (эхинококкоз). Попадая в печень, личинки начинают формировать эхинококковые кисты в виде пузырей, достигающие размеров до 20 см. медленный рост кист затрудняет ранее выявление заражения, а в случае их разрыва происходит распространение личинок по всему организму;
  • абсцесс печени – формирование полости с гноем в органе, является следствием аппендицита, желчекаменной болезни или сепсиса. В 90 % случаев при грамотном подходе к лечению удаётся достичь полного выздоровления.

Подводим итоги

  • прямой взаимосвязи между степенью тяжести патологии и повышением величины билирубина не выявлено;
  • повышение любой из фракций билирубина всегда является признаком патологии и требует немедленного уточнения диагноза. Пациенту назначается комплексное обследование с применением методов УЗИ и дополнительных анализов;
  • важно правильно подготовиться к сдаче биоматериала, поскольку многие факторы искажают точность полученных результатов. Так, за 1 сутки до исследования не должно проводиться введение внутривенного контрастного препарата. Следует учитывать, что УФ и жирная пища снижают концентрацию билирубина в крови. А к повышению приводят физические или эмоциональные перегрузки, а также никотин. Минимум за 3 суток нужно отказаться от применения любых лекарственных препаратов, так как многие из них оказывают прямое влияние на метаболизм билирубина.

Дипломированный специалист, в 2014 году закончила с отличием ФГБОУ ВО Оренбургский госудаственный университет по специальности «микробиолог». Выпускник аспирантуры ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ.

В 2015г. в Институте клеточного и внутриклеточного симбиоза Уральского отделения РАН прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Бактериология».

Лауреат всероссийского конкурса на лучшую научную работу в номинации «Биологические науки» 2017 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector